читать дальшеФильм 'Ритуал' (Riten) (1969 г.) Ингмара Бергмана
Фильм "Ритуал" (Riten) (1969 г.) Ингмара Бергмана часто сравнивают с фильмом "Стыд" и, видимо, не зря. Обе картины бесспорно имеют нечто общее, однако ритуал, показался мне куда более жесткой и откровенной работой этого режиссера.
Сюжет фильма таков. Трое актеров, путешествующие по Европе со спектаклем, нарушают правила дорожного движения. Их задерживают, и привозят в ближайший город для допроса. Между сценами допроса, показывается и частная жизнь актеров завязших в странноватом любовном треугольнике без любви. Все происходящее титрами разделено на сцены-акты, что усиливает театральность всего фильма.
Судья - человек жалкий и мелочный, однако, ввиду своей должности имеет определенную власть над людьми, попавшими в его комнату для допросов. Не брезгует воспользоваться своим положением и теперь. Однако те, кого он собрался судить, вызывают в нем горазо большее раздражение, чем обычно, потому что обладают теми качествами которых нет у него - наглость, своеобразная красота, представительность. И этим сбивают его с толка, он находит в них нечто пугающее для себя. Как всякий испуганный человек - судья начинает нападать. Однако, обстоятельства складываются так, что вскоре, он сам падет жертвой своих страхов, и роли поменяются. Как это происходит - лучше увидеть своими глазами.
Идею фильма лично для меня можно выразить в двух известных фразах - "Весь мир театр, и люди в нем актеры" и "Все люди друг другу судьи". Изначально это была просто пьеса написанная Бергманом. И преобразившись в фильм, она так и осталась пьесой, - тому доказательства и деление на сцены, и скромные декорации, интерьеры, да и сама история - все пропитано театром, лицедейством и огнями невидимой рампы. Что касается второй идеи - то тут несколько сложнее, весь фильм мы набюлюдаем одни и те же ситуации глазами четырех разных людей. Интересный способ подать информацию. переворот ролей к концу фильма есть не что иное, как аллегория, ситуация, когда актеры встают на место судей и антуражем и смыслом напоминает какую-то скандинавскую легенду, или что-то вроде того. В лицах персонажей оживают демоны или боги, воздающие по заслугам, вершащие свой, никому неведомый суд.
Вот такой весьма неоднозначный, на удивление короткий, и очень театральный фильм, подарил нам Мастер в 1969 году.
Сходить на него при случае, или нет, решать Вам, однако, я считаю что внимания он, бесспорно, заслуживает.